Мария Андреева – роковая женщина, обладавшая несомненным талантом влюблять в себя мужчин, которые всегда были готовы ей покориться. Хотя ей пророчили блестящую театральную карьеру, она предпочла путь революционерки. Вероятно, изначально она попросту «играла» в революцию также, как играла роли на сцене МХАТа. Однако постепенно новая, увлекательная жизнь, наполненная тайнами и романтикой, полностью захватила ее, а на работу в театре не хватало ни времени, ни сил.

Родилась Мария в 1868 году в семье известного режиссера Федорова-Юрковского. Ее с детства окружала театральная жизнь, а все разговоры в доме были только о творчестве, ведь ее мать была актрисой, а отец – главным режиссером популярного Александровского театра. Путь Марии к сцене был очень долгим: сначала она стала выпускницей драматической школы, а в восемнадцатилетнем возрасте дебютировала на казанской сцене.

Вскоре она стала супругой статского советника Андрея Желябужского – страстного театрала, члена правления театрального общества России. В связи с новым назначением мужа, семья переехала в Тифлис, где Мария оказалась в центре театральной жизни. Публика боготворила актрису, выступавшую под сценическим именем Андреева. Она играла не только в драматических постановках, но и нередко появлялась в оперных спектаклях.

Тифлисский триумф Андреевой оказался весьма коротким: муж смог добиться перевода в Москву, где Мария сразу же приступила к покорению первопрестольной. В Москве судьба свела ее с Константином Станиславским, с которым она неоднократно играла в спектаклях, а когда пришло время создания Художественного театра, Андреева приняла в этом особое участие. Перед ее неповторимым обаянием не мог устоять ни один городской чиновник, а меценаты с радостью жертвовали огромные суммы денег.

Под влияние Марии попал и Савва Морозов, с которым у нее вскоре разыгрался бурный роман. В театре она очень скоро стала популярной, и многие москвичи ходили в МХАТ «на Андрееву». Однако вскоре ее славу затмила великолепная актриса О. Книппер, раз за разом получавшая от Станиславского главные роли. Это привело к конфликту, который Станиславский не захотел или не смог погасить, а его резкие высказывания о романе Андреевой с Морозовым только усугубили ситуацию.

Так, Мария покинула театр и стала все больше увлекаться революционными идеями. В это время она познакомилась с Горьким и большим количеством известных революционеров. Уехав в провинцию, Андреева решила создать собственный театр. Ее идея была вполне реальной, ведь Савва Морозов всегда выделял для нее любые деньги. Однако в реальности все сложилось иначе: средства, выделявшиеся Морозовым, Мария начала тратить на подпольные цели, на издание газет, листовок и на помощь арестованным.

Андреева вскоре вовсе закинула театр, и, заведя роман с Горьким, отправилась в Америку, а затем на Капри, где их вилла служила приютом для многих революционеров, находившихся в эмиграции. Она была хорошо знакома с Лениным, заслуженно называвшим ее «товарищем Феноменом». Мария продолжала выполнять задания большевиков, переступая через искренние чувства Саввы Морозова.

Комментарии

Прокомментируйте публикацию первым!

Написать комментарий

2012 — 2013 © Савва Морозов, Все права защищены
Сайт благодарит за поддержку магазин антиквариата www.transantique.ru